Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Моторная готовность к школе

 

Моторная готовность к школе.

 

Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду коорди­нацию системы «глаз—рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелко­го письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом — карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок может по­ступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэ­тому хорошо, если уже до школы ребенок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения — это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения).

Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концент­рации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сме­няться периодами активности, приносящими радость и дающими отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активнос­ти, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, свя­занное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равнове­сие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребенку, общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удоволь­ствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними важ­ная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

 

Памятка для родителей

 «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»

    Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук?

     Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях:

  • Правильно держать (кисточку, карандаш, ручку)
  • Регулировать силу (сжатия, надавливания на пластилин, кисточку и т.д.)
  • Сформировать формообразующие движения (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы)
  • Помогут в пространственной ориентации ребёнка на плоскости (понятия: верх, низ, стороны)
  • Будут развивать речь вашего ребёнка

     Предлагайте ребёнку:

  • Разминать пальцами пластилин, тесто
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики
  • Сжимать и разжимать кулачки
  • Делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, а потом сделать «крепкие», которые не разожмёшь
  • Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро)
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
  • Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец)
  • Перебирать фасоль, горох, рис, гречку
  •  Рисовать пальцем, кистью руки в воздухе, рисовать на запотевшем стекле, песке, снегу, различными изоматериалам на бумаге.