Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Социальная готовность к школе

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школь­ная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступ­ление в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их.

Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколь­ко ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной про­дуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собе­седнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения — класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Потому чувст­вовать себя членом группы это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализоваться сообразно си­туации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребен­ка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь клас­са не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конф­ликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конс­труктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемле­мо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.