Учебная деятельность: формирование предпосылок
Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Учебная деятельность представляет собой особую, специфическую форму активности человека. Она отличается от других, уже освоенных ребенком видов деятельности (игры, рисования, конструирования и др.), в процессе которых он уже немало приобрел и многому научился. Учебная деятельность направлена на результат, который заключается не во внешних изменениях, а во внутренних, которые происходят в самом ребенке – в приобретенных им знаниях, умениях, навыках. Направленность на такой результат складывается у детей постепенно.
Новый социальный статус предъявляет серьезные требования к физическому и психическому здоровью ребенка, поэтому очень важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребенок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до 1 часа, много работал с конструктором, бумагой, ножницами, пластилином, рисовал. Уровень готовности ребенка к усвоению специальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок. Чтобы успешно учиться, необходимы определенные навыки (автоматизированные способы выполнения действий) и умения (сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности).
Преемственность дошкольного и начального школьного образования должна обеспечиваться постепенным переходом от игровой к учебной деятельности (в дошкольном звене – преимущественно игровая с элементами учебной, начальном школьном звене – преимущественно учебная с элементами игровой). Исходя из этого алгоритма, основными формами образования детей в старших группах, прежде всего, являются различные виды игр: развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, компьютерные и подвижные. Игра, ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение. В игре впервые появляются учебные мотивы; в недрах игровой мотивации зарождается учебная деятельность, имеющая результат в виде конкретных знаний, умений, навыков. В игре развивается психика ребенка, т.к. в дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит психическое развитие. Понимание этих процессов позволяет осуществить плавный безстрессовый переход от игровой к учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительную часть личного опыта ориентации в окружающем мире, в его сознании составляется сравнительно полная картина мира, понимание бытового, предметного окружения, различных явлений природы, общественных событий, отношений, которые существуют между людьми, он начинает осознавать себя и своё место в этом мире. На основе этой ориентации у ребёнка возникает соответствующее отношение к окружающим предметам, к природе, к людям, к самому себе, к искусству. Эта система отношений – моральных, этических, эстетических – приобретает определённую стабильность (хорошо – плохо, нравится – не нравится, можно – нельзя), она определяет, как ведёт себя ребёнок в той или иной ситуации, выполняет ли те или другие задания, поручения. Всё это даёт основания для того, чтобы даже маленького ребёнка, в период, когда у него только складывается внутренний мир, который в дальнейшем должен продолжать развиваться и совершенствоваться, считать личностью.
Ребёнок с самого начала воспитывается как субъект собственного поведения, собственных знаний, различных видов деятельности, то есть в образовательном процессе, которым руководит взрослый, ребёнок выступает как сторона активная, со своими потребностями, интересами, опытом, а потому он в состоянии выбирать, что из предложенного ему нравится, что не нравится, чему стоит научиться, к чему стоит отнестись с особым вниманием. Таким образом, ребёнок является активным от природы. Задача воспитателя лежит в том, чтобы эту активность не загасить, а развить, создать условия для самостоятельного выбора, увеличить меру свободы, по такому принципу организовать жизнь ребёнка, чтобы дать ему возможность гибко и вариативно использовать пространство, ощущать себя хозяином игрушек и игр, свободно перемещаться по групповому помещению, проявлять собственный интерес, заниматься любимым делом, по личному усмотрению использовать своё свободное время.
Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Можно привести многочисленные примеры из практики, показывающие, насколько дети, хорошо играющие, далеки от того, чтобы выполнять самые простые и вместе с тем основные требования учебной деятельности: слушать и слышать взрослого, следовать его указаниям в овладении познавательным содержанием, навыками, приемами действия.
Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени, и подготовиться к школе.
Учение в жизни ребенка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Опыт показывает, что, как бы игра ни учила детей сама по себе и как бы мы ни прилагали усилия к тому, чтобы в формах игры решить ряд важных учебных задач, часто возникает противоречие между тем содержанием, которое надо дать детям, и формой игры.
Например, будет чем-то крайне искусственным обучать детей в детском саду рисованию только посредством игры или делать это же в отношении ознакомления с предметами и явлениями окружающего. Разностороннее развитие ребенка не может быть обеспечено полностью только игрой.
Сама практика воспитания ведет детей по пути постепенной, но неизбежной дифференциации игры и учения. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой воспитателем, только на первых порах переплетается с игрой. Но скоро начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить).
Установившееся отношение детей к занятиям позволяет им легко переходить от игры к занятию. Этот переход должен происходить естественно. Такое отношение детей к занятиям возможно лишь тогда, когда они интересны для детей, когда у них появляется потребность в познавательной деятельности.
Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитии у ребенка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности. В процессе учебной деятельности ребенок усваивает известные знания, умения, научается слушать и слышать, смотреть и видеть — становится более собранным, более организованным, чаще это встречается у детей, способных управлять своим поведением. Надо отметить также, что обучение развивает у ребенка способность откликаться на воздействие взрослого.
Игра, доступный труд, учение, которым дети дошкольного возраста овладевают в самых его элементарных формах, способны сформировать все необходимые черты поведения и психики ребенка.
Следовательно, основная структура образовательного процесса дошкольного учреждения должна опираться на названные виды деятельности, в целом дающие детям разностороннее и полноценное содержание жизни. Но каждый из этих видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и потому оказывает свое, ничем не заменимое влияние. То, что и труд, и игра, и обучение оказывают специфическое влияние на личность ребенка, обязывает так строить образовательный процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты.
Связывая образовательные задачи и их решение с развитием разносторонней детской деятельности, структура образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть представлена следующим образом:
- игра и связанные с ней образовательные задачи;
- труд и связанные с ним образовательные задачи;
- учебная деятельность и связанные с ней образовательные задачи.
Необходимо учитывать, что ребенок дошкольного возраста не способен полностью овладеть учебной деятельностью. Поэтому учебная программа дошкольного образования ставит задачу сформировать не саму учебную деятельность, а её предпосылки.