Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Признание детей находящихся в социально опасном положении

 

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Заместитель председателя                                                                                                                                       Минского областного исполнительного комитета,                                                                                               председатель областного                                                                                                                                         координационного совета

                                                                     _________И.С.Маркевич

                                                                          « 25» апреля 2019 г.

Алгоритм действий

по реализации Положения                         о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики

Беларусь от 15.01.2019 № 22

 

 

 

         

         

  Настоящий алгоритм действий по реализации Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 (далее – Положение), определяет порядок действий государственных органов и иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять  защиту прав и законных интересов детей  по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, проведению социального расследования, подготовки материалов и принятия решения координационного совета,   пересмотра решений Советов профилактики о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятых до вступления в силу Положения, внесения дополнений в положения о  деятельности районных и Жодинского городского координационных советов по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18                            «О дополнительных мерах по государственной защите детей                             в неблагополучных семьях» (далее – Декрет).

  1. Порядок выявления детей, находящихся в социально опасном положении

Порядок выявления детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с пунком 6 главы 3 Положения.

Государственными органами, учреждениями и организациями направляются информации  в соответствии с показателями социально опасного положения (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22) в управления по образованию райисполкомов, управления (отдел)по образованию спорту и  туризму райгорисполкомов (далее – управление по образованию) по месту нахождения детей.

Итоги проведенного социального расследования могут подтвердить  наличие критериев социально опасного положения, которые указаны в приложении  к Положению.

  1. Алгоритм проведения социального расследования

Руководителем учреждения образования после получения информации о семейном неблагополучии в течение 1 рабочего дня издаётся приказ о персональном составе межведомственной комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист СППС, классный руководитель (куратор, воспитатель), из числа, которых назначается лицо, ответственное за подготовку информации по итогам социального расследования. К проведению социального расследования учреждение образования при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 Положения, по месту жительства детей (сотрудники РОЧС, медицинского учреждения, ТЦСОН, ОВД  ЖРЭО, ЖЭС, РСЦ и иные организации в пределах своей компетенции), направив письменное уведомление.

Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, которое не превышает 15 рабочих дней с момента получения информации, порядок и срок обследования условий жизни                        и воспитания ребёнка, дата проведения заседания Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики).

Комиссионное посещение по месту жительства осуществляется                не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации                        о семейном неблагополучии, которое должно проводиться                                  в присутствии законных представителей несовершеннолетнего.

Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее – акт) пишется вручную и на всех детей один (форма акта прилагается).

В акте обязательно должна быть подпись законных представителей или информация о том, что родители отказались                 его подписывать. Акт состоит из 1-го двухстороннего листа форма А4, заполняются все графы, в конце указывается объективная ситуация на момент посещения (не допускается отражение истории положения семьи по итогам предыдущих посещений). В акте отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных граждан, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей),                   а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных Положением. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей)  оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

По итогам социального расследования должны быть составлены  документы:

акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (их);

обобщённая информация, по результатам социального расследования;

информация, полученная от заинтересованных служб,                                   с предложениями о мероприятиях необходимых для устранения выявленных показателей.

 

В запросах в заинтересованные службы и организации указывается пункт о представлении предложений о мероприятиях                  по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

 

Совет профилактики (не позднее 15 рабочих дней) рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), обобщенную информацию по результатам социального расследования, предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки,                          и принимает одно из следующих решений:

 

Обращаем внимание, что  Совет профилактики должен быть создан в каждом учреждении образования.

1. обратиться в координационный совет для принятия решения                 о признании ребёнка (детей) находящимся в социально опасном положении:

2. рекомендовать родителям не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания Совета профилактики обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации                           в соответствии  с законодательством, с направлением выписки                         из решения Совета профилактики в течение 1 рабочего дня после проведения заседания (см. приложение социальные услуги)                                 в конкретное государственное учреждение, оказывающее социальные услуги.

Государственное учреждение, оказывающее социальные услуги, при неявке родителей за получением необходимых услуг                                            в 10-ти дневный срок со дня вынесения  решения Совета профилактики  сообщает об этом учреждению образованию.

 

После проведения заседания совета профилактикине позднее 3 рабочих дней представляются в координационный совет следующие документы:

 -  сопроводительное письмо (см. образец);

-   выписка из решения совета профилактики;

-    акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка (детей);

- обобщенная информация по результатам социального расследования;

- копии характеризующей информации от заинтересованных служб и организаций о наличии критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего.

 

Копии предложений о мероприятиях, предоставленных службами, остаются в учреждении образования.

  Заинтересованным органам документы следует направлять секретарю координационного совета.

 

  1. Принятие решения координационного совета

 

При рассмотрении вопросов признания детей находящимися                  в социально опасном положении, контроля исполнения мероприятий                     и прекращения исполнения  решений о признании детей находящимися в социально опасном положении о дате и времени проведения заседания координационного совета уведомляются и родители.

Информирование членов координационного совета и других заинтересованных о дате заседания осуществляется секретарем координационного совета по поручению председателя не менее, чем за 5 рабочих дней до планируемого заседания.

Вопросы признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении  координационный совет рассматривает в течение 14 дней с момента поступления документов в координационный совет.

*Решение о признании ребенка (детей) находящимся в СОП должно содержать следующие пункты:

«1. Признать (указать Ф.И. ребенка (детей), год рождения) находящимся (находящимися) в СОП.

2. Определить следующие мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки:

2.1.

2.2.

перечисляются мероприятия, ответственные исполнители (в том числе родители) и сроки исполнения мероприятий.

3. Отчеты о выполнении мероприятий представить на заседание координационного совета не позднее (исчисляется срок до 3 месяцев)».

  1. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в райгрисполком по месту принятия решения, а затем в  суде.

 

 Обжалование решения ребёнка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

 

Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже 1 раза в квартал рассматривается координационным советом.

 

Обращаем внимание, что при принятии решения координационного Совета об обращении родителей в трехдневный срок за оказанием социальных услуг, в случае их неявки, государственное учреждение, оказывающее социальные услуги,                              в 10-ти дневный срок со дня вынесения  решения координационного Совета сообщает об этом  координационному Совету и учреждению образования.

 

  1. Порядок пересмотра решений о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятых до вступления в силу Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»

 

Советом профилактики учреждения образования следует пересмотреть все семьи, дети которых признаны в социально опасном положении до нового Положения до 1 августа 2019 г.

 

Пересмотру подлежат решения, у которых истек срок выполнения индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного в социально опасном положении.

 

При пересмотре  проводится социальное расследование на предмет подтверждения наличия показателей и критериев социально опасного положения.

При отсутствии критериев социально опасного положения Совет профилактики принимает решение об отмене решения                                «О признании несовершеннолетнего находящимся  в социально опасном положении».

При наличии критериев и показателей несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении в соответствии с новым Положением, т.е. решением координационного совета по ранее указанному механизму.

При этом Советом профилактики  принимается решение об отмене ранее принятого решения Совета профилактики «О признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении».

 

  1. Изменение места жительства несовершеннолетнего признанного в социально опасном положении.

 

         При изменении места жительства ребенка (детей) признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует об этом  координационный совет по новому месту жительства семьи                            и направляет в течение 3 рабочих дней решение координационного совета о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Координационный совет по новому месту жительства принимает решение о признании несовершеннолетнего в социально опасном положении и сообщает об этом предыдущий координационный совет для снятия с контроля решения координационного совета «О признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении».

     

  1. Внесение  дополнений в Положение  районных и Жодинского городского координационных советов по реализации Декрета.

 

        В соответствии с Положением  функции районных и Жодинского городского координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18                                «О дополнительных мерах по государственной защите детей                              в неблагополучных семьях» (далее – Декрет) (далее – Положение о координационном совете) расширены.  В этой связи требуется корректировка Положения  о координационном совете.

 

         Обратите  внимание на название координационного совета!

 

Следует отразить в Положении о координационном совете задачи, которые расширились:

1.1. организация работы по взаимодействию органов опеки                         и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, (далее – государственные органы, государственные и иные организации) с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение причин                        и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки,                   и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания                                  и образования детей;

1.2. выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

1.3. выработка целостной и эффективной системы обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, обеспечение предпосылок к общей стабилизации обстановки в регионе;

          1.4. обеспечение более полного и оптимального использования функциональных возможностей структурных подразделений исполкома, администрации, правоохранительных органов, служб и организаций, сельских исполнительных комитетов, других государственных органов                     и общественных организаций, вовлекаемых в профилактическую работу по государственной защите детей.                            

2. В соответствии с основными задачами необходимо внести дополнения в Положение о координационном совете в части расширения функций:

2.1. признания ребенка (детей) находящимся в СОП и определения мероприятий, обязательных для исполнения родителями                                      и государственными органами, государственными и иными организациями;

2.2. рекомендации родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

2.3. анализа на заседаниях координационного совета исполнения решения  о признании ребенка находящимся в СОП (не реже одного раза в квартал) с заслушиванием отчетов ответственных должностных лиц и родителей;

2.4. внесения изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, в том числе                            о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков                             их исполнения, ответственных исполнителей;

2.5. прекращения исполнения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении  по основаниям, изложенным в последнем абзаце пункта 18 Положения;

2.6.   направления в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся                в государственной защите;

2.7.  осуществления контроля за исполнением принятых решений;

2.8. порядка обжалования решений координационного совета                         о признании ребенка  в социально опасном положении.

3. Обращаем внимание, что Положение о координационном совете и его персональный состав утверждается решением райгорисполкома.

 Координационный совет формируется из числа руководителей и сотрудников структурных подразделений районного, городского исполнительного комитета,  других государственных органов, общественных организаций.

Председателем координационного совета является заместитель председателя райгорисполкома,  курирующий вопросы социальной сферы.

          Решением райгорисполкома вводится два заместителя председателя координационного совета.

         Заместителем председателя координационного совета, который                           в случае отсутствия председателя координационного совета                                    по его поручению  организует работу по координации деятельности государственных органов по исполнению требований Декрета, организации подготовки плановых вопросов для рассмотрения на заседаниях советов (один раз в квартал) является по должности заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних.

         Заместителем председателя совета, который в случае отсутствия председателя координационного совета по его поручению  проводит заседание по вопросам, касающимся принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, контроля его исполнения, прекращения исполнения решения о признании ребенка (детей) в социально опасном положении,  является по должности начальник по управления образованию.

Секретарем координационного совета является директор либо заместитель директора СПЦ, в исключительных случаях иной сотрудник СПЦ.

4. Положением о координационном совете определена периодичность проведения заседаний – не реже одного раза в квартал.

 Положением следует определить порядок планирования рассматриваемых вопросов: в соответствии с годовым планом работы координационного совета либо поквартально определять перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. 

При рассмотрении плановых вопросов поквартально определяется перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Проект повестки очередного заседания готовится согласно предложениям членов координационного совета. На очередном заседании координационного совета утверждается повестка следующего заседания, оформляя решением координационного совета                                 с определением ответственных должностных лиц за подготовку вопросов.

 

 Как показала практика, более эффективным и мобильным является планирование вопросов, исходя из имеющихся проблем, на квартал.                     

 

В период между заседаниями координационного совета вопросы, находящиеся в его компетенции, решаются председателем координационного совета или по его поручению заместителями председателя координационного совета с последующим информированием членов координационного совета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №22

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22

О признании детей находящимися в социально опасном положении

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49390) <C22100493>

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

 

ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

10. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.

11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;

информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

14. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, иную помощь, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

14[1]. Государственный орган, государственная и иная организации, предоставляющие социальные услуги, иную помощь, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании социальных услуг, иной помощи либо о необращении родителей за оказанием таких услуг, иной помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящего Положения.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

отказать в признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.

18. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия для принятия решения по новому месту жительства семьи в соответствии с частью третьей пункта 15 настоящего Положения.

20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.

21. Решение о признании (об отказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

22. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно-информационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические, социально-реабилитационные, а также услуги временного приюта, социального патроната, услуги няни, иные виды социальных услуг в зависимости от потребностей семьи;

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и пособия;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде товаров (работ, услуг), иностранной безвозмездной помощи, помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах.