Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность впрямую направленна на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе.
Лучше всего начинать работу с воспитанниками в среднем возрасте. У детей активно проявляется интерес к внешнему миру, развивается любознательность.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
Мы уверены, что умение определять возможные действия по сбору интересующей информации, продуцировать гипотезы, обосновывать собственные версии и решения – все эти качества и способности, сформированные в дошкольном возрасте, не только помогут ребенку на следующей ступени – во время обучения в школе, но и станут основой выработки всей жизненной стратегии, залогом успешности процесса социализации в целом.
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Приобщение детей к исследовательской деятельности посредством организации детского экспериментирования в рамках учебной программы дошкольного образования.
ЗАДАЧИ:
- Изучить теоретические и практические подходы к развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством организации детского экспериментирования;
- Определить критерии и показатели педагогического обследования исследовательской активности детей дошкольного возраста;
- Создать комплекс условий и средств для реализации развития исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством организации детского экспериментирования;
- Подготовить пакет методических материалов по реализации модели развития исследовательской активности дошкольников в рамках программы дошкольного образования.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Подготовка педагогов к реализации целей и задач педагогического проекта;
- Анализ и изучение литературы по данной проблеме;
- Разработка плана реализации педагогического проекта;
- Организация и проведение занятий с воспитанниками;
- Методическая работа с педагогами и родителями.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: Проект рассчитан на 2 года: 2024-2026
БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: ГУО «Детский сад № 2 аг. Сеница», средние группы №1, №2